- Чувство
- – точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах - 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, феномен сознания и др.). В данном случае явно имеется в виду факт осознавания нейропсихологических актов, которые только после этого предстают как психологические феномены; 2. эмоциональное состояние, устойчивое эмоциональное отношение к какому-либо человеку, объекту, явлению (любовь, благодарность, глубокая неприязнь, чувство долга, чувство ответственности и др.). Чувство в таком его понимании предполагает определённые действия со стороны испытывающего их человека; 3. категория высших эмоций, связанных с познанием, нравственностью, религиозностью, эстетическим восприятием; 4. в теории Вундта – одно из трёх измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы; 5. вера во что-то, не подтверждающаяся опытом, реальным свидетельством существования чего-либо; 6. интуиция («шестое чувство»); 6. в теории Р.Б.Кэттела – приобретённая структура, черта, которая сосредоточивает на себе и опосредует внимание и реакции на классы объектов тем или иным характерным образом; 7. в психоанализе – «организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о некоем субъекте» (McDougall, 1908). Автор этого определения полагает, что у человека существует только три чувства: это любовь, ненависть и эгоизм.
* * *
Форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.
* * *
особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.